http://site.new-gi.ru/users/3420

Консультация для воспитателей. Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ.


 Консультация для воспитателей. 

Экологическое воспитание  дошкольников  в рамках ФГОС  в ДОУ.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,– услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи летчудесную  музыку жизни». В. А. Сухомлинский

Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука.  Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».   Таким образом,  экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты.   Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно.   Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%.  А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.Поэтому  работа с детьми дошкольного возраста так  важна            для формирования экологической культуры личности.                                                Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения:

- Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.
- Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает:
- развитие у воспитанников представлений и  элементарных понятий о взаимосвязях и  взаимоотношениях человека и природы;
- становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;
 - осознание своего собственного «Я» как части природы.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:
экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;                                                                     экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданноеповедение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.   Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.                                                                           Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.                                                                                                                           1) Сюжетно - ролевые  и дидактические  игры                                                                  2) Игры с природным материалом                                                                      3)Создание книг – самоделок                                                                                            4)Беседы  с  детьми  на экологические  темы                                                                  5) Рассматривание  дидактических картинок,иллюстраций  о природе                        6)Целевые прогулки и наблюдение в природе                                                                  7)Чтение детской художественной литературы                                                                  8)Работа с календарями природы, дневниками наблюдений                                     9)Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария                                    10)Экологические досуги, проекты                                                                                11)Труд в  мини – центре  природы                                                                              12)Просмотр  фильмов  о  природе                                                                      13)Изобразительная  деятельность  по экологической  тематике                              14)Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность.                                            Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает. Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».                                                                                              В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.                                                                                                                          К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».                                                                                                             “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”  так  говорил великий писатель Михаил Пришвин.         Поэтому самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой:

1. «Не навреди»!
2. «Познавая, не разрушай»!
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо»!                                                        4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:                                                  -  Что я хочу сделать? 

 -  Зачем мне это нужно?
 -  Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях!»

Всё хорошее в детях из детства!
 Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:                Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала.                      Росли как цветы, малыши  Чтоб для них экология стала                                      Не наукой, а частью души!

«Планирование образовательной деятельности  по экологическому воспитанию в ДОУ».

Планирование – центральное звено любой деятельности, которое включает постановку целей, разработку правил и последовательность действий, предвидение и прогнозирование результатов.  Цель планирования учебно-воспитательной работы по разделу «Экологическое воспитание детей» — разработка модели педагогического процесса, направленного на воспитание у детей основ экологической культуры.                 Планирование работы по экологическому воспитанию.

1. Годовой план  дошкольного учреждения - Планирование работы по экологическому воспитанию  на год осуществляется заведующим дошкольным учреждением и зам. заведующего по воспитательной работе.

2.  Перспективный план- Перспективное  планирование  педагогического  процесса экологического  воспитания  детей на сезон.

-  Перспективное планирование работы предполагает последовательное  поэтапное  продумывание  важнейших элементов плана:

-  Отбор из программы экологического воспитания задач работы с детьми на конкретный сезон

-  Отбор и определение последовательности  освоения содержания знаний,  умений  и навыков (в соответствии с программой).

- Выделение разделов плана в соответствии с избранной технологией  педпроцесса.

3.Календарный план работы воспитателя.

  Работа по экологическому воспитанию в календарном плане воспитателя.

• Календарный план работы воспитатель составляет на один день или на неделю. Составление плана на короткий срок облегчает работу воспитателя.

• В течение дня работа по экологическому воспитанию планируется: утром (до завтрака), на занятии, на прогулке и во вторую половину дня.

Первая половина дня.

Утро -   удобное время для проведения наблюдений в уголке природы, организации трудовой деятельности (поручений и дежурств), а также дидактических игр природоведческого содержания, индивидуально и с небольшими подгруппами.  В плане записываются содержание деятельности, ее цель. Продумываются материал, формы и способы организации детей, основные приемы руководства их деятельностью.

Организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми (занятие).

При планировании занятия продумывается основной метод его проведения конкретизируется  структура: (составные части) занятия, программное содержание. Намечается наглядный материал, учитывается необходимость индивидуальной работы с детьми.

Познавательное развитие  - планирование прогулки.

  - Воспитатель планирует наблюдения за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в природе. Наблюдения проводятся на дневной и вечерней прогулках. Они могут быть коллективными  и индивидуальными.

В плане следует указать объект наблюдения, его цель, основные приемы, способы фиксации увиденного.

- Каждое  наблюдение  проводится с использованием художественного  слова.

 - А также планируется опытно - экспериментальная работа.

 - Итоги наблюдений за погодой фиксируются ежедневно в календаре погоды.

 - Обязательно проводится дидактическая речевая игра.

 - На прогулке предусматриваются организация разнообразных игр природоведческого содержания и руководство ими. Следует планировать название игры, цель ее проведения, приемы руководства игрой, их усложнение при повторном проведении. Предусматривается включение задач и способов воспитания гуманного отношения к объектам, введение соответствующих правил поведения, обеспечение накопления эмоционально-чувственного опыта положительного общения с природой.

Трудовая деятельность воспитателя с детьми.

Труд  планируется на дневной и вечерней прогулках.  Указываются его содержание, задачи воспитания детей, которые решаются, перечень трудовых умений и навыков, которые закрепляются, формы организации детей, оборудование для трудовой деятельности и т. д.

Определяются способы (приемы) руководства деятельностью детей, их усложнение. На прогулке организуется труд со всеми детьми, с подгруппами и индивидуальный.

Игровая деятельностьвоспитатель ежедневно  планирует проведение с детьми подвижных игр  -  обязательно высокой и малой подвижности; в тёплое время года  рекомендуется  проводить и хороводные игры на прогулке.

  Кроме этого воспитатель ежедневно  планирует и организовывает проведение индивидуальной работы по отработке и совершенствованию основных видов движения дошкольников в соответствии с возрастом. 

Ежедневно  на прогулке отводится время  для свободной самостоятельной деятельности детей.

Необходимым ежедневным  обязательным  материалом для организации прогулки  служит выносной материал (лопатки, совочки, вёдра, грабли, формочки для песка, каталки, султанчики и многое другое – в зависимости от  времени года).

Вторая половина дня.

После дневного сна до вечерней прогулки и после нее планируются:

- фронтальный труд детей в уголке природы или труд с подгруппами детей;

- наблюдение в уголке природы и из окна;

- дидактические игры;

- чтение детской  природоведческой  книги;

- просмотр фильмов о природе;

- организация праздников-развлечений.

 Планируются консультации с родителями по вопросам воспитания детей средствами природы.

 Успешного планирования! Творческих  успехов!

29 марта 2020 в 04:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.